Антон Васильев.

"Неземные горизонты Босха".

"Чудеса и приключения" №12 2011 год.

 

Американский парапсихолог и уфолог Джордж Хардс полагает, что знаменитый Иероним Босх был пришельцем из других миров. Он просто по каким-то причинам задержался на земле.

 

Иероним Босх.
«Автопортрет».
1510.

Иероним Босх. "Автопортрет". 1510.

В голландском Хертогенбосе в семье потомственных художников ван Акенов в мае 1450 года (точная дата неизвестна) родился мальчик Иероним. Фамилия ван Акен указывает на немецкие корни – предки были выходцами из Аахена.

Живописью занимались дед, Ян ван Аакен и брат Гооссен. Мать была родом из семьи резчика по дереву. Все ван Акены выполняли самые разнообразные заказы – украшали позолотой стены богатых домов, деревянные скульптуры, брали у епископа подряды на изготовление священных сосудов.

Иероним рос тихим мальчиком, любил уединение, в играх ровесников участия не принимал. Мог часами с увлечением и тщательностью препарировать рыбу или мёртвое животное, а потом, аккуратно разложив все их части по порядку, делал зарисовки, на редкость точные и реалистичные. Этому его научила Херберта, старшая сестра, художница-самоучка, скрывавшая свой талант: в середине XV века девушку с такими способностями могли сжечь на костре без особого разбирательства.

Он любил экспериментировать, комбинируя свои зарисовки, соединяя части рыб и животных так, что возникали совершенно фантастические формы, неземные «чудо-юды», обладавшие своеобразной красотой.

Однажды Херберта нарисовала странную картину: немолодой бородатый мужчина с длинными прямыми волосами суёт в огонь кошку и ухмыляется, наблюдая, как его жертва вопит от страшной боли.

- Это Бог, - объяснила она младшему брату. – Он наслаждается муками грешницы. Кем нужно быть, чтобы заставит животное так мучиться хотя бы минуту?! А отправить человека в геенну огненную на веки вечные?! Хороша же бесконечная справедливость! Может ли человек в здравом рассудке верить в столь беспощадного Бога? Что с тобой, братишка? Опять замечтался… Какие адские чудища увидел на этот раз? Знаешь, Рони, мне кажется, когда-нибудь ты заставишь всех ахнуть от удивления!

В квартале, где жил Иероним, обыватели любили глазеть на казни еретиков и преступников: их либо вешали в Вюхте, на Виселичном поле, либо сжигали заживо. Всё зависело от тяжести проступка или от настроения судьи. С некоторых пор на таком же жутком, как Виселичное, Хинтемском поле на траве стали появляться «ведьмины круги». Кто и каким образом наносил их на поле и куда исчезала трава из борозд, образующих круги и линии?!

Херберта заинтересовалась этим и однажды взяла с собой брата. За ними увязался сосед, деревенский увалень, побродил с ними немного и незаметно исчез. Сестра внимательно рассматривала круги, а Иероним вдруг в ужасе замер на месте: он отчётливо увидел, как на пустом поле возникли три виселицы, а весь горизонт полыхнул огнём, голубое небо сделалось чёрным от дыма и по нему поплыли гигантские рыбы с всадниками-гномами.

- Ну, что опять приведелось? – спросила Херберта потрясённого мальчика и, выслушав его рассказ, попыталась успокоить: - Есть на земле места, где можно увидеть и не такое. А тебе дано прозревать подоплёку вещей, это редкий дар. Понятное дело, кое-кому будет страшно. Неведомое страшит, и ничего тут не поделаешь…

На следующий день сестру арестовали, обвинив в колдовстве. К счастью, ван Акенам удалось упросить епископа отпустить её.

Особенно часто видения посещали юного Иеронима в дождь и грозу. Однажды, прячась под навесом от хлеставшего ливня, он воочию увидел туннель, в конце которого сиял белый свет. Стройные светящиеся фигуры жестами и взглядами манили мальчика к себе. Потом его обступили полулюди, полузвери с крыльями, огромными кошачьими усами и длинными голыми хвостами. У них были широкие тонкогубые пасти и длинные острые клыки, вместо глаз яркие огни. Одно из чудищ вонзило громадный нож в нагого юношу, тот упал навзничь и, поджав ноги, корчился и вопил… Длинные зелёные пальцы-щупальца тянулись к Иерониму. Он громко позвал на помощь тех, чьи хрупкие фигуры светились в конце туннеля. Они посмотрели на него и… медленно растворились в ярком сиянии, бросив его на растерзание голодным демонам.

Вскоре после этого у мальчика развился дар слышать речь окружающих даже во сне и запоминать услышанное. Воображение, разыгрываясь, помогало ему «мстить» обидчикам. В латинской школе, когда учителя бранили его за невнимательность, перед его глазами реально, в цвете т объёме, возникали жуткие существа с зубами-кинжалами. Они пожирали и бранивших его, и смеявшихся над ним сверстников.

Однажды он стал свидетелем страшного ночного пожара, едва не уничтожившего их квартал, и его стали посещать сновидения, в которых над чёрными руинами, объятыми красными и жёлтыми языками пламени, носились всадники на летучих рыбах, со странным оружием в руках…

Иерониму исполнилось 15 лет, когда отец взял его с собой в Гент, чтобы посмотреть знаменитый Гентский алтарь – полиптих работы Хуберта и Яна ван Эйков. Отец, хорошо разбиравшийся в искусстве, спросил сына, понравился ли ему алтарь.

- Работа слишком рутинёрская, без глубины, - ответил подросток, сам удивляясь своей смелости. – Она не возбуждает грёз…

- Так ты разбираешься в живописи? – удивился ван Акен.

- Чутьё подсказывает…

Отец отдал его в обучение в живописную школу Харлема, потом отправил в Делфт. Там юный художник познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена Синт Янса, влияние которых ощущалось в разные периоды его творчества. В 1480 году он вернулся в родной город уже свободным мастером-живописцем. И в том же году женился на Алейт Гойартс ван ден Мервенн, девушке из знатной семьи. Её богатое приданое открыло для Иеронима двери домов местной знати. А ещё – вступил в Братство Богоматери, религиозное общество, существовавшее в Хертогенбосе с 1318 года и объединявшее монахов и мирян. И прослыл при этом домоседом – почти никуда не выезжал из своей небольшой усадьбы.

В пору ученичества, в середине семидесятых годов, он, под впечатлением от работ ван Эйков, создал одну из первых своих больших картин – «Извлечение камня глупости».  На этом юношеском полотне движения фигур скованны, складки ткани угловаты, живопись неуверенна. Но при этом какие открытия! На заднем плане – колесо и виселица, символы мировой жестокости и злобы; лекарь с воронкой на голове извлекает из головы расслабленного полуидиота жёлтый цветок – символ денег, от которых он хочет «избавить» доверчивого больного; у наблюдающей за ним монахини на голове книга – она размышляет о беспредельной человеческой глупости…

Картины Иеронима, взявшего творческий псевдоним Босх (от сокращённого названия родного города), стали настоящей революцией в изобразительном искусстве Голландии. Его мир разворачивался как скрытое до поры, рождающееся пространство, откуда в наш мир льётся неземной свет и дует ветер неведомого мира.

 

Иероним Босх.
«Воз сена». Центр.

Иероним Босх. "Воз сена". Центр.

В некоторых его картинах, таких как грандиозная мистерия «Воз сена», иллюстрирующая движение беспечного человечества к адскому будущему, напрочь отсутствует перспектива. Но даже там, где она есть, кажется, что художник смотрит на изображаемый мир сверху, будто из летательного аппарата! Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой астрологической символикой. Исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности Босха к какой-то тайной еретической секте, более радикальной, чем Братство Богоматери.

Возможно, ознакомившись с сатирой Себастьяна Брандта «Корабль дураков», Босх написал одноимённую картину. Сборище болванов – погрязшее в грехах и обжорстве человечество – плывёт на утлой скорлупке и, веселясь, не замечает, как ненадёжна эта посудина…

 

Иероним Босх.
«Сад земных наслаждений».
Прадо, Мадрид.

Иероним Босх. "Сад земных наслаждений". Прадо, Мадрид.

Лучше всего удавались художнику его бесчисленные монстры. На одном из самых значительных полотен «Сад земных наслаждений» он изобразил странных птиц: невероятные, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнажённые человечки. На первый взгляд ничего страшного в этих птицах нет, но впечатление они производят жуткое. Оно усиливается при виде огромной красной ягоды в клюве одной из птиц.

Какую угрозу для человечества таит этот образ? Американская исследовательница его творчества Линда Харрис считает, что многие видения Страшного суда на его полотнах выглядят точь-в-точь как последствия применения мощных авиабомб, напалма, ядерного оружия.

Художник населял свои картины легионами ползающих, головоногих тварей: вспоминая детские опыты, самым невероятным образом «монтировал» части различных пресмыкающихся, ракообразных, чешучайтых, панцирных, жаберных и невесть каких существ, добавляя ещё обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы. Жутко становится, когда замечаешь у этих монстров и человеческие части тела.

 

Иероним Босх.
«Искушение Святого Антония». Центр.
1490-1508.

Иероним Босх. "Искушение Святого Антония". Центр. 1490-1508.

Алтарь святого Антония, созданный между 1490 и 1508 годами, посвящён отшельнику, жившему в III-IV веках в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале подвижничества Антония не раз искушали бесы. На холсте действительность представлена сплошным кошмаром: тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный гусь жадно пьёт, опустив в воду безголовую шею; холм оказывается великаном, стоящим на четвереньках, а птица или рыба – летательной машиной или лодкой.

В «Искушении» Босх отказывается от воздушной перспективы, картина будто погружена в аквариум. Люди и элементы пейзажа «плывут», лишённые веса, повинуясь законам заколдованного пространства. Все, кроме Антония. Коленопреклонённый святой не ведает страха, его вера крепка. Он знает, что монстры, лишённые внутренней духовной силы, не смогут одолеть его. Бессилие Мирового Зла перед истинно верующим в Добро человеком.

В подобных картинах так детально выписаны неземное и нечеловеческое, что Босха до сих пор считают человеком, побывавшим в иных мирах. В одном из соборов Хертогенбоса, расписанных мастером, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, воздев руки, наблюдают за стремительно надвигающимся на них зелёным конусом с ярким белым шаром света внутри. В центре шара странная фигура: у неё не совсем человеческие пропорции, и она лишена одежды. Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе считает, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Уфолог Джордан Хардс полагает, что картины художника не что иное как то, что видел он, путешествуя по Зазеркалью (нечто подобное, кстати говорят и про Леонардо да Винчи). Пришелец, задержавшийся на нашей грешной Земле… и ставшей европейской знаменитостью: его картину «Страшный суд» приобрёл король Франции Филипп Красивый, «Искушение святого Антония» - голландская королева.

А жизнь не баловала. Местные власти не переставали считать его еретиком. Любимая сестра Херберта, арестованная вторично, умерла в тюрьме, брат Гооссен, унаследовавший мастерскую отца, разорился, жена оставила, даже уехала в другой город…

 

Иероним Босх.
«Несение креста».
1490-1500.
Музей изящных искусств, Гент.

Иероним Босх. "Несение креста". 1490-1500. Музей изящных искусств, Гент.

…В 1977 году археологи, работавшие в хертогенбосском храме святого Иоанна, обнаружили, что могила Босха пуста! Вместо гроба наткнулись они на плоский камень, не похожий на гранит или мрамор, из которых обычно изготавливали надгробия. Фрагмент этого камня, помещённый под микроскоп, начал слабо светится, а температура его поверхности внезапно увеличилась на три с лишним градуса. Без всякого внешнего воздействия!

Церковь тут же потребовала «срочно прекратить надругательство». С тех пор могила Босха неприкосновенна. А над ней – фреска его работы: распятие, освещённое загадочным зеленоватым светом.

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: